Обязан ли заказчик запрашивать ценовые предложения при определении начальной (максимальной) цены договора, заключаемого в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ?
Закупочную деятельность заказчика, действующего на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), регламентирует положение о закупке, которое должно содержать все требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в ч.ч. 3.1 и 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
В то же время Закон N 223-ФЗ, в том числе в своих прежних редакциях, определяя способы и порядок осуществления конкурентных способов закупки и условия их применения, не содержал и не содержит положений, которые бы обязывали заказчика включать в положение о закупке требования к порядку расчета начальной (максимальной) цены договора или цены договора, заключаемого с единственным контрагентом (далее - НМЦД). Напомним, что, в отличие от законодательства о контрактной системе, Закон N 223-ФЗ не требует обосновывать цену договора, заключаемого по итогам закупки. Не установлено данным законом и требований о применении тех или иных способов для обоснования цены договора (смотрите также решение УФАС по Брянской области от 08.10.2015 N 50, письмо Минфина России от 22.09.2017 N 24-01-09/61629).
Таким образом, заказчик вправе самостоятельно разработать и предусмотреть в положении о закупке либо в ином документе методику обоснования НМЦД (смотрите также п. 1 письма Минфина России от 16.06.2017 N 24-01-09/37717, письмо МЭР РФ от 28.12.2015 N Д28и-3775, письмо МЭР РФ от 07.10.2016 N Д28и-2658, письмо МЭР РФ от 28.03.2016 N Д28и-762).
При этом, полагаем, что разработанная заказчиком методика обоснования НМЦД может как предусматривать ее установление на основании информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, полученной по запросу у потенциальных контрагентов, так и содержать иные методики обоснования НМЦД (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 22.02.2017 N Д28и-1076). Разумеется, при этом заказчиком должен соблюдаться принцип экономически эффективного расходования денежных средств (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 29.06.2016 N Д28и-1627). Несоблюдение этого принципа (например, заключение договора по необоснованно высокой цене) может повлечь неблагоприятные последствия для должностных лиц заказчика (прежде всего дисциплинарного характера).
Более того, не исключен подход, согласно которому заказчик, если этого не предусмотрено положением о закупке, и вовсе не обязан обосновывать размер НМЦД (смотрите, например, решение ФАС России от 07.09.2018 N 223-ФЗ-655/18, решение УФАС по Удмуртской Республике от 23.05.2018 N АА 08-12/2018-45Ж, решение УФАС по Алтайскому краю N 26-0В-13, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 01.12.2014 N Т02-460/14).